Прекрасное в реальном
Евгений Шунейко,
кандидат искусствоведения, профессор
Реализм в Восточной Европе стал национальным стилем русского, белорусского и украинского демократического искусства.
Французские художники 1830 - 1960-х гг. решительно и настойчиво отстаивали свое право изображать жизнь без прикрас, обращаясь к бьгговому жанру, самым обычным природным мотивам, правдивым портретным образам, лишенным парадного лоска.
В Париже шумно обсуждались реалистические картины Гюстава Курбе, посвященные тривиальной повседневности.
В Барбизонском лесу, недалеко от французской столицы, Teoдор Руссо, Жюль Дюпре, Диаз де ла Пенья и другие художники изображали пейзажи с освещенными солнцем полянками, тропинками, коровами у прудов вместо романтических нимф водопадов в загадочном полумраке.
Такое объективное видение окружающего мира вскоре получило не без скандальных осуждений реакционных критиков название «реализм» (от фр. réalité - объективное, видимое, существующее).
Во Франции это демократическое направление искусства быстро исчезло в тени более субъективных и экспериментальных творческих поисков и открытий, тогда как в Восточной Европе оно в каком-то смысле получило второе дыхание.
В России самым выдающимся реалистом своего времени стал Илья Репин (1844-1930), который необычайно плодотворно творил во всех жанрах изобразительного искусства.
Этот русский титан живописи в зрелом возрасте обрел настоящее творческое пристанище на белорусской земле - на берегах Двины, неподалеку от Витебска.
Здесь в 1890-х гг. он жил в своем имении Здравнёво, создавая год от года настоящие живописные шедевры: «Осенний букет. Портрет В.Репиной» (1892), «Белорус» (1892), «Косарь-литвин» (1894), «Барышни на прогулке среди стада коров» (1896), «Лунная ночь. Здравнёво» (1986), «На солнце. Портрет Н.Репиной» (1900) и др.
Сила репинского реализма (в этом году исполняется 170 лет со дня рождения художника) оказала и продолжает оказывать значительное влияние на формирование и развитие профессиональногo белорусского искусства XX - начала XXI в. с его проникновенной связью с жизнью трудового народа, сконцентрированным вниманием к истинной красоте всего сущего.
Так случилось, что талантливые выходцы из Беларуси Сергей Зарянко, Апполинарий Горавский, Иван Хруцкий и др. были выпускниками Петербургской академии искусств (кстати, И.Репин в 1890-х гг. являлся ее профессором и ректором), и их творчество вошло в золотой фонд русского искусства.
В XX в. в Витебске и Mинске уже существует высшее художественное образование, что привлекает как наших соотечественников, так и творческую молодежь из России, Украины и других стран.
Большинство из них затем проявляет себя в белорусской культуре. Например, ярославская земля подарила превосходного живописца Бориса Аракчеева (1926-2013).
В 1946 г. он приехал в Минск, получил в белорусской столице высшее художественное образование и остался здесь навсегда.
Трудно перечислить все произведения художника, которые он создал в Минске, в Крупском районе (на родине его жены Галины), в Заславле, на берегах Березины и в других красивых местах Беларуси.
Художник неоднократно ездил за новыми впечатлениями и в Поволжье, где прошло его детство. Постоянно работал с натуры.
Его реалистический образный мир охватывает большое культурное пространство, живописует жизнь добрых и трудолюбивых людей, обращен к героической истории прошлого века и мирной современности.
Помимо больших и монументальных полотен: «Хлеб» (1969), «На сплаве» (1973), «Труженики полей» (1980) и др., характерных для живопицев его поколения, Б.Аракчеев проявил себя мастером портрета, пейзажа и натюрморта.
Тут во всю силу прозвучал его дар новатора-колориста и неустанного первооткрывателя красоты бытия.
По-своему развивая репинско-здравнёвскую линию реалистического мировосприятия, художник везде находил увлекательные сюжеты, мотивы и эмоционально впечатляющие соцветия.
Его вдохновляли образы современниц, в которых подчеркивается природная мягкость, задушевность и наряду с этим их большая материнская ответственность, высокая нравственность.
Он любовался ими как богинями, одаряющими мир светом и любовью. Окружал их розами, сиренью и цветами яблоневых садов («Пора цветения. Галя Якимович», 1973, «Сестра Вера», 1980 и др.).
Художник неустанно писал минские пейзажи, а также выезжал осенью на холмистую Минскую возвышенность, чтобы передать в горящих цветах золото октябрьских берез на фоне далеких полей и лесов, высокого сине-бирюзового небосклона.
Живописец открывал настоящее колористическое богатство белорусской природы.
Он объединял ее в своих натюрмортах с предметами сельского быта, на которых время отложило благородный серебристо-бронзовый отпечаток («Дары леса», 1976, «Натюрморт с грибами и домашней утварью», 1976 и др.).
Но особое вдохновение Б.Аракчеев переживал, вдыхая аромат майской сирени. Он оставил в дар почитателям своего творчества удивительную серию картин 1950-2000-х гг., где сирень, подобно японской сакуре, является немеркнущим символом белорусской весны («Сирень у колодца», 1956, «Сирень»,1970, «Венера и сирень»,1995 и др.).
В 1962 г. у художника появилась большая мастерская в Верхнем городе в Минске.
В том же году у него родилась младшая дочка Оксана, которая все свое детство провела в этой мастерской и впитала ее атмосферу творческой деятельности.
В настоящее время Оксана Аракчеева - известный белорусский живописец и график. Она трепетно сохраняет память о своем отце и развивает семейные реалистические традиции изобразительного искусства, успешно работает в портретном и пейзажно-натюрмортном жанрах.
Об этом свидетельствует ее цикл картин «Минские окна» 2000-х гг., где совмещаются на подоконниках близкие и многоговорящие вещи, а за окнами - прозрачные, как утренняя мечта, минские пейзажи.
О.Аракчеева очень наблюдательный и увлеченный портретист. Ее серия женских и мужских образов постоянно пополняется новыми героями нашего времени: деятелями искусства, дипломатами, учеными или более обобщенными аллегорическими ликами прекрасных женщин, олицетворяющих поэтические строки о любви, красоте природы, радости искреннего творчества и др.
В таких произведениях проявляется творческая связь поколений, реалистические традиции порождают поиск яркого и примечательного в нашей действительности, что далеко не всегда просматривается в слете будней.
Но согретая солнцем и пронизанная светом реалистического искусства наша действительность становится более привлекательной и живописно ценной. Везде и всегда в ней можно найти свое истинное жизненное вдохновение.
Журнал "Директор" №5 2014 г.
Коллажи - Василий Лычковский.
Дополнительные материалы.
Сёлета 24 красавіка 2014 г. ў Крупскім гісторыка-краязнаўчым музеі адбылося ўрачыстае адкрыццё мемарыяльнай выставы твораў мастака Барыса Аракчэева апошняга перыяду яго жыцця.
http://istokduhovnosti.ucoz.org/publ/knigi_wdzelnikaw_praekta/barys_arakchehjaw_para_cvicennja_vystava_w_krupskim_g_k_muzei/6-1-0-125
Минск занимает особое место в творчестве Бориса Аракчеева.
Начав с маленьких этюдов, которые он делал еще на службе в штабе округа, художник со временем создает целый ряд масштабных полотен.
В Музее истории города Минска - выставка этюдов Бориса Аракчеева.
"Минские окна Оксаны Аракчеевой" - это первая часть фильма "Путь духовного восхождения".
---------------------------------------------------------------------
Каждое утро Оксана, погруженная в свои мысли, проходит через символическую триумфальную арку в один из минских двориков и уверенно поднимается в минскую мастерскую.
Так начинается ее очередной творческий день.
В этом обжитом художественном уголке в Верхнем городе, на последнем этаже высокого и торжественного здания в победоносном послевоенном стиле она провела свое детство, юность и постоянно занимается творчеством, посвящая ему все свои безграничные дарования.
Оксана родилась в семье выдающегося белорусского художника Бориса Аракчеева и стала продолжательницей настоящей творческой династии.
Когда отец в 70-летнем возрасте оставил преподавательскую деятельность в Белорусской государственной академии искусств, они вместе здесь дружно и активно работали, готовились к выставкам, обсуждали творческие планы, мечтали о новых художественных достижениях.
Отца на 87-ом году жизни не стало и дочь-художник, трепетно сохраняя о нем память, ничего не изменяет в сложившемся десятилетиями характере мастерской.
Все те же картины на стенах и стеллажах, многочисленные книги на полках, кисти, палитры на своем привычном месте.
И это помогает сразу подключиться на необходимый ритм творчества.
Она быстро присаживается за рабочий стол и продолжает работу над забавными иллюстрациями для детских книжек. Это нужно для творческой разминки.
Но вместе с тем, в ее работах чувствуется уверенная рука опытного мастера, которому подвластна любая графическая задача.
У Оксаны также настоящий дар фантазера-сказочника. Она на ходу придумывает оригинальные идеи и тут же их воплощает на бумаге, как бы играя с кистью и тонким фломастером.
Она уже создала многочисленные графические серии, которые полюбились не только детишкам, но и их родителям.
Глацкова Мария
Борис Аракчеев
Творческий путь
У нас была и есть реалистическая художественная школа.
И хорошо, что мы не утратили ее.
Многие страны давно распрощались с реализмом, а теперь ищут пути возвращения к нему.
Я вообще не понимаю, что такое «соцреализм», есть просто реализм в искусстве.
Я воспитывался в первую очередь на традициях мировой и русской классики.
Борис Аракчеев /1993
|