Повседневные события проекта
21 июня в Минске в Национальном художественном музее Республики Беларусь состоялась встреча известных минских искусствоведов Людмилы Наливайко и Евгения Шунейко с их санкт-петербургским коллегой Александром Терюковым.
Разговор шел о подготовке в 2015 году совместного белорусско-российско-финского проекта, посвященного 115-летию со дня рождения великого художника и теоретика современного искусства Александра Ахола-Вало.
Российских исследователей познакомили с архивом художника, архитектора и мыслителя Александра Ахола-Вало.
Архив Ахола-Вало в провинциальном финском городе Хяменнлинна - это одно большое помещение в здании, похожем на склад, полностью заполненное документами, папками, книгами и коробками, часто без всяких опознавательных надписей. Вход - только для специалистов, предварительно составивших обращение к директору фонда Ристо Суванто. Незадолго до смерти в 1997 году Ахола-Вало завещал сохранить свой архив в одном месте в неделимом состоянии. Русские исследователи здесь впервые.
Поражает объем собрания. Тысячи графических листов, архитектурные проекты, личная переписка, футуристическая живопись и фотоархив. С семилетнего возраста Александр Ахола, избравший псевдоним Вало, что означает "свет", вел дневники. В этих тетрадях нашли отражения события в дореволюционной Вырице и Петрограде, опыт службы на фронтах Гражданской войны. Среди первых находок - жесткое фото с жертвами советско-польской войны и письмо к Надежде Крупской, из которого следует, что художник получил работу в Москве благодаря протекции супруги вождя.
Художник, скульптор, архитектор, один из первых советских актеров и мультипликаторов, участвовавший в создании "Броненосца Потемкина", автор педагогической системы и философ, оставивший малоизученное учение "Эвохомология". Если изучением феномена человека когда-нибудь займутся инопланетяне, в качестве примера им следует выбрать Ахола-Вало. Пытаясь реализовать лучший жизненный план, художник фиксировал практически все повседневные события.
О художественных достоинствах произведений Вало можно спорить, очевидно другое. В графике мастера нашли отражение наиболее заметные события 20-40-х годов. Работы в стилистике антирелигиозной пропаганды, антивоенный и антифашистский циклы. Каким-то чудом Вало, уехавший в Финляндию в 1933 году, сумел вывезти этот фантастический по объему архив. Факт, заставивший финнов подозревать художника в связях с НКВД.
"Мне очень грустно, что люди думают так. От имени родственников Вало я могу сказать, что в первую очередь он был художником, человеком мира. В 30-е годы его знала вся интеллектуальная элита Финляндии, но учитывая его красное прошлое, ему не доверяли", - говорит племянница художника Ритва Ахола.
Вало воспитала русская культура, основной энергетический заряд художник получил на пике революции. В Белоруссии он реализовал свой самый фантастический замысел – "Павильон человеческих страданий". Здание со множеством скульптурных композиций было разрушено в первые дни фашистской оккупации Минска.
"У Ахола-Вало была своя миссия, он переживал за все людские страдания и искал человеческое в человеке. На самом деле это был художник толстовского типа", - считает Ристо Суванто, председатель фонда Ахола-Вало.
За год до смерти Вало реализовывал свой очередной фантастический проект. Совместно с режиссером Марьей Мюллюниеми он ставил в детском театре пьесу, которую написал в Вырице 12-летним мальчиком. Драма из жизни сына финского трубочиста нашла зрителей через 85 лет после создания.
"Удивительно, что в пьесе Вало говорит об актуальных вещах. Институт школы остается авторитарным и часто давит на ребенка. Насилие не ушло из сферы воспитания, и об этом он говорил за год до смерти", - отмечает театральный режиссер Марья Мюллюниеми.
В 1997 году, согласно завещанию, прах Вало был развеян над Балтикой в районе сближения трех границ - русской, шведской и финской. В деле изучения наследия мастера сегодня преуспевает Белоруссия, где готовится масштабная выставка, посвященная 110-летию со дня рождения художника.
В 1920-х гг. этот молодой и энергичный художник финского происхождения активнейшим образом включился в Минске в формирование новаторского белорусского искусства и стал одним из его классиков.
Затрагивались также вопросы проведения творческих и научно-просветительских мероприятий, связанных с 225-летием со дня рождения Фаддея Булгарина, крупнейшего российского организатора культурной и научной жизни, выходца из Узденского района Минской области; со 170-летием величайшего художника-реалиста И.Репина, который 1890-е гг. проводил в Здравнёво на Витебщине.
Только совместными усилиями деятелей культуры и науки наших братских стран можно добиться еще небывалых успехов в открытии многих важных страниц нашей истории, без знания которых невозможно строить великие планы на будущее.
Критики на выставке
21 июня группа молодых критиков вместе с педагогом Е.Шунейко посетила столичный Дворец искусств.
Зрителей там было очень мало, поэтому молодые эксперты могли не сдерживать своих эмоций и вслух рассуждать об увиденном, никому не мешая, созерцать работы многочисленных авторов.
Не совсем обычная ситуация: автор из Бреста Н.Черноголова с момента открытия своей персональной выставки не покидает экспозицию и находит контакт со зрителями. Обменялись мнениями, сделали памятное фото.
Но других художников-минчан среди их авторских работ не было обнаружено. Им, наверно, в субботний день интереснее быть в других местах. Вероятно, по этой же причине не посещают Дворец и их зрители.
По общему мнению, самыми интересными авторами среди всех представленных работ являются Марита Голубева (изысканные, женственные, романтические батики) и Василий Костюченко (современная интерпретация символических образов).
Но есть и пожелания: трепетный и временами очень сладкий сон современного белорусского искусства не может быть бесконечным.
Пора многим уже и проснуться, увидеть современную жизнь и попытаться отреагировать на ее проблемы, радости и тревоги. Ведь такие многочисленные безупречные мастера с академической подготовкой могут решить любые значительные современные задачи.
|