Анатолий Анненков:
«Люди приходили и учились видеть цвет…»
Ксения Букша
В отличие от своего пращура Юрия Анненкова, нарисовавшего в своё время Ленина и Троцкого, а потом отбывшего в эмиграцию, художник Анатолий Анненков предпочитает кубизму импрессионизм.
Он участник российских и международных выставок, его работы находятся в музеях и частных коллекциях России, Германии, США, Франции, Швейцарии, Финляндии.
Его большие полотна зачастую начинаются с быстрых набросков в Молескине.
– К импрессионизму я пришёл потому, что в нём главное – это первая мысль, эмоция, мгновенно схватываешь поверхность вещей.
В классической живописи – там немного по-другому… а здесь – набросок, эскиз, ты делаешь мгновенную фиксацию.
Мой предок Анненков однажды Распутина нарисовал на коленке, на салфетке, во время обеда. Распутин не разрешал себя рисовать и фотографировать, и художник вот так из положения вышел.
Кстати, поэтому я и Молескин полюбил. Он удобный для быстрых эскизов именно. Работаю в нём тушью.
Что? Акварель? Вот видите, а мне бы и в голову не пришло! Хорошая мысль, надо будет попробовать! Нет, вот фломастерами никогда работать не буду, фломастеры – это мёртвое, а кисть – живое…
Фрагменты венецианского Молескина
– Я сделал в Финляндии нечто вроде школы цветовидения. Люди приходили и учились видеть цвет. Какого цвета небо, листва и т.д.
Это своего рода психотерапия. Те, у кого всё уже есть (а в развитых странах таких немало) – им хочется уже заглянуть внутрь себя. Да, когда сидишь с кисточкой, то лучше понимаешь окружающий мир…
– Мне не хватает солнца в Петербурге. Люблю поэтому Францию, юг Франции. У моего приятеля там замок, виноградники. Я там был, рисовал вот в этой комнате.
Очень мне нравится французский город Марсель – белый-белый, как Вена, такой же белый… Ездил и по всем этим ван-гоговским местам, был в Арле. Могилку его видел в Овере. Я вообще люблю очень ходить по старым кладбищам.
Мы с женой в Париже бродили по старому эмигрантскому кладбищу, я пытался отыскать могилу своего предка Юрия Анненкова. Не нашёл – оказалось, он в Ницце похоронен…
Зато поразила меня могила Нуреева – на плиту как бы наброшен восточный ковёр, небрежно кинут, со всеми этими складками! Удивительно, необычно…
– Мой приятель в Лондоне стал придворным художником. Написал уже весь двор. Пишет королеву. Со мной учился… Королева высказалась в том смысле, что это самый лучший её портрет за Бог знает сколько лет…
– Студенты – такая публика… Вот я был во Франции, во Французской Академии.
Приносит студент на защиту диплома вот такую пачку текстов, толщенную. Там описание его проекта, перформанса. Идеология.
А я ищу глазами: на что смотреть-то? Я как-то привык, что мы делаем визуальное искусство, а тут надо набраться терпения, прочитать весь этот текст. Это всё для меня как-то немыслимо. Но наши студенты, знаете, тоже…
Я пытался преподавать, и мне не понравилось это дело. Им ничего не нужно. Никто не приходит. Идут пиво пить. А ведь художнику обязательно нужна классическая база. Другое дело, что её потом забыть надо – она мешает, создаёт в голове шаблоны, стереотипы.
– Когда-то я был кубистом и немного оглядывался на рынок. Теперь – нет.
Сейчас для меня искусство – это созерцание. Много езжу на натуру вместе с нашими «аксакалами» из Академии Художеств»…
Андерграунд, говорите? Вот я был в музее современного искусства в Цюрихе…
Знаете, так неприятно давит на психику, все эти отрубленные части тела, фонтаны крови, сцены насилия, которыми там заполнено несколько этажей. Но прихожу в кабинет к директору музея – гляжу, а по стенам импрессионисты висят. Это, говорит, для души, а то всё – для коммерции. Так-то.
Искусство гармонизировать должно… Красота… Понимаете?..
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
17 февр. 2014 г.
В одном месте представлены великолепные дворцы северной столицы, храмы и замечательные места Петергофа, Пушкина, Павловска. Выставка работ художника Анатолия Анненкова «Имперский Петербург» открылась в Елагиноостровском дворце.
Источник: http://www.mymoleskine.ru/2009/09/anatolij-annenkov-lyudi-prixodili-i-uchilis-videt-cvet…/ |